Про social fm...
Добавлено: 27.01.2004 07:08
Кто-то, кажется, пытался мобы и их сценарии классифицировать, но, кажется, не очень успешно…
Так как придумано слишком много по сути ничего не определяющих терминов (flash, smart, x, art, или даже какой-нибудь неопределенный fear, permanent или synthet) ими тяжело оперировать: smartmob по сути является и flashmob'ом (понятие flash вообще-то определяет форму, а smart - содержание, поэтому их трудно противопоставлять), а art вроде бы как означает изощренную форму x.
Все почему-то заморочены на какой-то художественной атрибутике, хотя изначально в идее флэшмоба (как в прогнозах Рейнгольда, так и реальных западных мобах) она была чем-то самым второстепенным и малозначительным.
Попытки 2b превратить ФМ в уличный театр не оправданы, все это окончится ничем: сегодня любой актер хочет получать за свою работу что-то помимо сомнительного морального удовлетворения, так что явление не сможет стать массовым => такой ФМ не будет делать именно толпа. => понятие flash mob вообще не применимо к уличному театру, даже если труппа (???) формируется при посредстве телекоммуникационных устройств.
Что касается общей классификации, во всяком случае можно довольствоваться таковой во flocksmart (artistic/fun/social/political), особенно исходя из позиции, что домотканое сугубо "художественное" будущее мобов - попросту ересь.
<hr>
Могу предложить и нечто случайно возникшее свое. Всего-то два типа флэшмоба. Практически все реализованные в Москве относятся к пассивному типу; если совсем грубо упрощенно, то это определяется так: меньшая толпа совершает определенные действия, отличающиеся от действий большей. Активный тип: меньшая толпа совершает действия, отличающиеся от действий большей для того, чтобы заставить последнюю сделать нечто иное, нежели то, что она делала до моба, и цель должна быть задана заранее.
Основным отличием активных мобов служит фактор осознанной провокационности и четкой направленности акции на реализацию к.л. идеи, направленной "вовне", а не внутрь толпы самих моберов. Скажем, кинотеатральный моб у Ханжонкова был бы активной акцией, если бы цель "ужасно озадачить публику, настолько, чтобы она надолго запомнила этот сеанс, но не провоцировать ее уход из зала (кстати, "спровоцировать" было проще всего)" была заранее ясно сформулирована.
1. Пассивный флэшмоб. До ж… уже написано о перфомансах и хепах, художественном акционизме и.т.п., но, я уверен, немногие могут в той же степени, как, например, все тот же enjoy и еще несколько человек здесь могут почувствовать и оценить глубинный художественный квазиэкзистенциальный смысл таких акций.
А помимо субъективно оцениваемых "художественных достоинств" моба, особой разницы между пассивными акциями нет, как нет и смысла нагораживания в этой области всяческой громоздкой терминологии; существует только несколько очевидных социологических критериев, видимых как изнутри, так и со стороны: время, место, приблизительные количества моберов, зрителей и наблюдателей с камерами и без камер, продолжительность акции, характер реакции прохожих, участников и ее степень, причем все перечисленное вообще-то может прогнозироваться заранее.
Сложноопределяемые факторы - только характер и степень реакции, хотя и последние можно во многих случаях оценить (например, что касается т.н. х-мобных сценариев, связанных с синхронным выполнением определенных обыденных и/или не заметных окружающим действий, здесь степень реакции прохожих нулевая… такой фм-хеп, наверное, можно назвать нуль-моБом Ж)).
На flocksmart все пассивные акции попадают в категорию fun, вне зависимости от того, это хеп, перф или что-либо еще. У нас же развели какую-то бодягу про новые и при этом хорошо забытые старые формы авангардного искусства, приклеили на все это марку flashmob… Ладно… Э-э-э…
Подразумевается, что fun моберы как бы получают. Реальные же ощущения от мобов местного разлива не совсем отвечают этому термину, обычно ощущение нельзя назвать даже просто удовольствием в широком смысле этого слова. Но скорее так: переживания мобера всегда связаны с ощущением причастности к общей и тайной от непосвященных идее, часто не вполне четко определенной, но индивидуально значимой, причем степень ее значимости и диктует степень личного удовлетворения от акции. Так что такой ФМ можно в целом охарактеризовать в лучшем случае как некий психосоциальный феномен, своеобразную эмпатогенную таблетку, провоцирующую чувство сопричастности друг к другу в разобщенном постиндустриальном обществе с его доставшей всех обыденностью.
Отчасти с грамотным использованием этого явления и связан быстрый подъем fmob.ru - все реализующиеся там сценарии в этом смысле очень позитивны при всей их немудрёности (а еще пару месяцев назад почти никто из идеологов flashmob.ru серьезно не относился к этому ресурсу… Тогда я почти ничего здесь не читал, но когда стало интересно, обнаружил, что в кэше гугла по сей день хранятся любопытнейшие замечания идеологов по поводу 2b в давно канувших в лету топиках этого форума).
2. Активный флэшмоб. Активные акции могут быть привязаны к чему угодно, к сфере социальной, политической, рекламной, социоисследовательской или к.л. другой. Но только социополитический ФМ представляется уж чем-то сверхочевидным - эта идея лежит на поверхности, поскольку широко используется и дает результаты на Западе (чего стоит приснопамятный моб "маски Буша").
То, что масштабный social/political flashmob когда-нибудь будет реализован и здесь, сомнений почти не вызывает, правда, когда именно нынешнее неоформившееся сообщество, сорри, любителей массового хэппенинга настолько эволюционирует, сказать очень и очень трудно: сам по себе социальный smartmob витает в воздухе, но он вот так витает здесь несколько месяцев и ни одной социальной акции так и не было.
Почему-то кажется, что если смещения акцентов в русском фм не произойдет сейчас, он просто замкнется на самого себя, стагнирует, и превратится в кучу бесформенных останков одной хорошей, но убитой местными национальными особенностями идеи. Все те же люди будут сюда активно писать всякую чушь, они будут ходить друг к другу на бёздники и вообще начнут вместе проводить время вне всяческих мобов (а видали раздел "знакомства" на flashmob.spb? это ого-го… Cайт знакомств, дополненный фичей массовых свиданий?), будут являться восторженные мелкие новички, и, поучаствовав в одной-двух акциях уходить, даже не понимая, что то, в чем они приняли участие вообще-то уже не было флэшмобом…
<hr>
Несмотря на все это, попытаюсь сделать попытку прогноза относительно social-fm, я все-таки надеюсь, что он когда-то будет…
Наверное, никто сейчас не рискнет начинать social-fm традиционно открыто, с обсуждением сценариев, голосованием… Вероятно, первые эксперименты будут реализованы группой активных моберов, которым трудно будет не найти друг друга - ведь социальные всякие идеи порой обиняками, но частенько озвучиваются в форумах. Скорее всего, совместными усилиями нескольких активистов будет собрана база "проверенных" людей и первая акция, вероятно, очень нейтральная, достаточно политкорректная, не нарушающая букву закона, будет произведена. Еще несколько успешных мобов такого плана, и люди перестанут бояться негативной реакции властей, которые пока не имеют законодательной базы для пресечения такого рода акций - тогда путь для масштабных социальных мобов станет открытым.
<sub>Одобрено:
"Понятие flash вообще-то определяет форму, а smart - содержание, поэтому их трудно противопоставлять".
"А видали раздел "знакомства" на flashmob.spb? это ого-го… Cайт знакомств, дополненный фичей массовых свиданий?"
Введение новой терминологии, различающей активный и пассивный тип флэшмоба.
Резюме:
Отправить на редактирование и доработку в результате ложного представления о способах и возможностях воздейсвия искусства на социум. А так же вследствие непродуманной ссылки на малоизученные источники. Печать прилагается.</sub>
Так как придумано слишком много по сути ничего не определяющих терминов (flash, smart, x, art, или даже какой-нибудь неопределенный fear, permanent или synthet) ими тяжело оперировать: smartmob по сути является и flashmob'ом (понятие flash вообще-то определяет форму, а smart - содержание, поэтому их трудно противопоставлять), а art вроде бы как означает изощренную форму x.
Все почему-то заморочены на какой-то художественной атрибутике, хотя изначально в идее флэшмоба (как в прогнозах Рейнгольда, так и реальных западных мобах) она была чем-то самым второстепенным и малозначительным.
Попытки 2b превратить ФМ в уличный театр не оправданы, все это окончится ничем: сегодня любой актер хочет получать за свою работу что-то помимо сомнительного морального удовлетворения, так что явление не сможет стать массовым => такой ФМ не будет делать именно толпа. => понятие flash mob вообще не применимо к уличному театру, даже если труппа (???) формируется при посредстве телекоммуникационных устройств.
Что касается общей классификации, во всяком случае можно довольствоваться таковой во flocksmart (artistic/fun/social/political), особенно исходя из позиции, что домотканое сугубо "художественное" будущее мобов - попросту ересь.
<hr>
Могу предложить и нечто случайно возникшее свое. Всего-то два типа флэшмоба. Практически все реализованные в Москве относятся к пассивному типу; если совсем грубо упрощенно, то это определяется так: меньшая толпа совершает определенные действия, отличающиеся от действий большей. Активный тип: меньшая толпа совершает действия, отличающиеся от действий большей для того, чтобы заставить последнюю сделать нечто иное, нежели то, что она делала до моба, и цель должна быть задана заранее.
Основным отличием активных мобов служит фактор осознанной провокационности и четкой направленности акции на реализацию к.л. идеи, направленной "вовне", а не внутрь толпы самих моберов. Скажем, кинотеатральный моб у Ханжонкова был бы активной акцией, если бы цель "ужасно озадачить публику, настолько, чтобы она надолго запомнила этот сеанс, но не провоцировать ее уход из зала (кстати, "спровоцировать" было проще всего)" была заранее ясно сформулирована.
1. Пассивный флэшмоб. До ж… уже написано о перфомансах и хепах, художественном акционизме и.т.п., но, я уверен, немногие могут в той же степени, как, например, все тот же enjoy и еще несколько человек здесь могут почувствовать и оценить глубинный художественный квазиэкзистенциальный смысл таких акций.
А помимо субъективно оцениваемых "художественных достоинств" моба, особой разницы между пассивными акциями нет, как нет и смысла нагораживания в этой области всяческой громоздкой терминологии; существует только несколько очевидных социологических критериев, видимых как изнутри, так и со стороны: время, место, приблизительные количества моберов, зрителей и наблюдателей с камерами и без камер, продолжительность акции, характер реакции прохожих, участников и ее степень, причем все перечисленное вообще-то может прогнозироваться заранее.
Сложноопределяемые факторы - только характер и степень реакции, хотя и последние можно во многих случаях оценить (например, что касается т.н. х-мобных сценариев, связанных с синхронным выполнением определенных обыденных и/или не заметных окружающим действий, здесь степень реакции прохожих нулевая… такой фм-хеп, наверное, можно назвать нуль-моБом Ж)).
На flocksmart все пассивные акции попадают в категорию fun, вне зависимости от того, это хеп, перф или что-либо еще. У нас же развели какую-то бодягу про новые и при этом хорошо забытые старые формы авангардного искусства, приклеили на все это марку flashmob… Ладно… Э-э-э…
Подразумевается, что fun моберы как бы получают. Реальные же ощущения от мобов местного разлива не совсем отвечают этому термину, обычно ощущение нельзя назвать даже просто удовольствием в широком смысле этого слова. Но скорее так: переживания мобера всегда связаны с ощущением причастности к общей и тайной от непосвященных идее, часто не вполне четко определенной, но индивидуально значимой, причем степень ее значимости и диктует степень личного удовлетворения от акции. Так что такой ФМ можно в целом охарактеризовать в лучшем случае как некий психосоциальный феномен, своеобразную эмпатогенную таблетку, провоцирующую чувство сопричастности друг к другу в разобщенном постиндустриальном обществе с его доставшей всех обыденностью.
Отчасти с грамотным использованием этого явления и связан быстрый подъем fmob.ru - все реализующиеся там сценарии в этом смысле очень позитивны при всей их немудрёности (а еще пару месяцев назад почти никто из идеологов flashmob.ru серьезно не относился к этому ресурсу… Тогда я почти ничего здесь не читал, но когда стало интересно, обнаружил, что в кэше гугла по сей день хранятся любопытнейшие замечания идеологов по поводу 2b в давно канувших в лету топиках этого форума).
2. Активный флэшмоб. Активные акции могут быть привязаны к чему угодно, к сфере социальной, политической, рекламной, социоисследовательской или к.л. другой. Но только социополитический ФМ представляется уж чем-то сверхочевидным - эта идея лежит на поверхности, поскольку широко используется и дает результаты на Западе (чего стоит приснопамятный моб "маски Буша").
То, что масштабный social/political flashmob когда-нибудь будет реализован и здесь, сомнений почти не вызывает, правда, когда именно нынешнее неоформившееся сообщество, сорри, любителей массового хэппенинга настолько эволюционирует, сказать очень и очень трудно: сам по себе социальный smartmob витает в воздухе, но он вот так витает здесь несколько месяцев и ни одной социальной акции так и не было.
Почему-то кажется, что если смещения акцентов в русском фм не произойдет сейчас, он просто замкнется на самого себя, стагнирует, и превратится в кучу бесформенных останков одной хорошей, но убитой местными национальными особенностями идеи. Все те же люди будут сюда активно писать всякую чушь, они будут ходить друг к другу на бёздники и вообще начнут вместе проводить время вне всяческих мобов (а видали раздел "знакомства" на flashmob.spb? это ого-го… Cайт знакомств, дополненный фичей массовых свиданий?), будут являться восторженные мелкие новички, и, поучаствовав в одной-двух акциях уходить, даже не понимая, что то, в чем они приняли участие вообще-то уже не было флэшмобом…
<hr>
Несмотря на все это, попытаюсь сделать попытку прогноза относительно social-fm, я все-таки надеюсь, что он когда-то будет…
Наверное, никто сейчас не рискнет начинать social-fm традиционно открыто, с обсуждением сценариев, голосованием… Вероятно, первые эксперименты будут реализованы группой активных моберов, которым трудно будет не найти друг друга - ведь социальные всякие идеи порой обиняками, но частенько озвучиваются в форумах. Скорее всего, совместными усилиями нескольких активистов будет собрана база "проверенных" людей и первая акция, вероятно, очень нейтральная, достаточно политкорректная, не нарушающая букву закона, будет произведена. Еще несколько успешных мобов такого плана, и люди перестанут бояться негативной реакции властей, которые пока не имеют законодательной базы для пресечения такого рода акций - тогда путь для масштабных социальных мобов станет открытым.
<sub>Одобрено:
"Понятие flash вообще-то определяет форму, а smart - содержание, поэтому их трудно противопоставлять".
"А видали раздел "знакомства" на flashmob.spb? это ого-го… Cайт знакомств, дополненный фичей массовых свиданий?"
Введение новой терминологии, различающей активный и пассивный тип флэшмоба.
Резюме:
Отправить на редактирование и доработку в результате ложного представления о способах и возможностях воздейсвия искусства на социум. А так же вследствие непродуманной ссылки на малоизученные источники. Печать прилагается.</sub>