Интервью с Кагарлицким про фм/см - 02.02.04

Обсуждение идеологии флэшмоба в России
Ответить
Аватара пользователя
deadman
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 27.01.2004 05:58
Контактная информация:

Интервью с Кагарлицким про фм/см - 02.02.04

Сообщение deadman »


Г-да! (и дамы ;))
<sub>ТОВАРИЩИ! ;)</sub>

В связи с тем, что понятие фм впитано и ассимилировано масс-культурой при активном участии левых движений и СМИ именно в контексте social-mob (или political-mob), и в извращенном массовом восприятии по сути сводится к демонстрации, организованной анонимами при посредстве телекоммуникационных средств, мне хотелось бы резюмировать эту тему следующим интервью.

<sub>Оно так и не было опубликовано ни в печатной, ни интернет-прессе, хотя по своей значимости для отношений флэшмоб-культуры и СМИ и социума значит (имхоимхоимхо) чрезвычайно много. Я не постесняюсь даже назвать его “знаковым”, вот.
Интервью было взято Glukus’ом у директора Института проблем глобализации Бориса Кагарлицкого 02.02.2004 при посредстве превосходного записывающего устройства, предоставленного Д.Яном и расшифровывалось мной в течении последующих пары недель с помощью оцифровщика RME, emagic LAP5, wavelab и многочисленных примочек – т.е. было оно выстрадано выстрадано выстрадано не знаю уж как…</sub>

Кусочки из него я уже постил, но хотелось бы в первозданном, отредактированном только мной, глюком и дядькой Кагаром виде его наконец опубликовать.


G: Как известно, Flash(Smart)Mob-community появилось не на пустом месте… Несмотря на то, что от момента публикации в начале 2003 года американским интернет-психологом Говардом Рейнгольдом книги “Умные толпы: следующая социальная революция” (Howard Reingold, “Smart Mobs: The Next Social Revolution”) до проведения первых ФМ-акций прошло совсем немного времени, движение приобрело неожиданный для многих размах… Возможно, это объясняется верностью утверждения ГР о том, что мир, вырастая из форматов традиционалистского, индустриального и даже постиндустриального общества, пытается найти новые формы социальности. Так может ли флэшмоб действительно стать предвестником новой социальной революции?

БК: Любая форма альтернативного поведения, которая возникает в сложившемся буржуазном обществе вызывает – по крайней мере у всех левых – большой соблазн описать ее как протоформу социальной революции. Но здесь нужно учитывать одно поразительное обстоятельство – ту способность буржуазного социума как такового поглощать, переваривать и использовать по своим правилам любые альтернативные социокультурные формы. Достаточно вспомнить сюрреализм, авангардизм и.т.д., которые представляли собой не только направление в искусстве, но и определенную альтернативную антибуржуазную форму поведения. Все закончилось тем, что даже не только картины, но и сами брэнды, т.е. имена и образы этих идей превратились в некий товар, которым та же буржуазия стала не без выгоды для себя торговать. Определенный потенциал антибуржуазного поведения есть всегда и все время выражается все в новых и новых историко-культурных формах, и они, конечно, могут быть проявлением начала новой революции, но скорее лишь методом контрадаптации по отношению к системе.

G: То есть?..

Система требует определенного адаптированного поведения, гибкости – на уровне дискурса это слово (flexibility) означает подвижность, современность, динамизм, мобильность, но с другой стороны под “гибкостью” понимается не только то, что я меняюсь тогда, когда этого сам хочу, но и то, что я позволяю из себя каждый раз вылепить то, что требуется системе в тот или иной момент. То есть гибкий, мобильный и подвижный современный индивидуум может быть при этом тотальным конформистом, причем тотальным настолько, что он становится совершенно деинтеллектуализирован и таким образом превращается в абсолютно обезличенный персонаж. А есть контрадаптативная модель поведения, когда человек, в принципе, понимает необходимость существования по тем правилам, которые система навязывает, но эти правила, во-первых, он не принимает всеобъемлюще, а во-вторых хочет выдвинуть некую альтернативную программу в рамках определенных социальных норм. При этом возникает известный конфликт – либо он обретает жесткие конфронтационные формы, либо человек пытается найти определенную компенсацию, создавая себе при этом альтернативное пространство: он находит такие способы поведения, которые позволяют ему как-то отстоять свое “Я”, спасти его от бесконечной пластичности… Тоталитарная система часто загоняет людей в такие жесткие рамки, что в конце концов в процессе своего развития сталкивается с тем, что человеческий материал никуда не годится. И после развала системы (той же самой советской) еще жалуются, что “менеджеры были плохие”… Они этих менеджеров довели до состояния абсолютной пластичности, и потом выяснилось, что те просто непригодны, т.е. не могут самостоятельно принимать решения, т.к. совершенно не способны к какой-либо инновационной мысли.
Парадокс в том, что современное общество вообще – это общество индивидуалистов, загнанных в некие формальные внешние рамки. Представляется марксовский образ общества как мешка с картошкой, в котором каждая картофелина сама по себе, но всех их держат в одном мешке. ФМ – это группы индивидуалистов, пытающихся найти свой собственный коллективизм, не тот, который им сверху спущен, а который они сами себе создали.

G: И что же такое флэшмоб с Вашей точки зрения?

БК: Начнем с того, что в нашей жизни все крайне организовано, регулировано и структурировано – это вообще черта постиндустриальной культуры. Ролевое поведение в обществе очень четко расписано. Действия, не вписывающиеся в эти нормы, воспринимаются как нелепые, дикие, безумные, эпатирующие и т.д. Насколько я понимаю, смысл флэшмоба состоит в том, чтобы показать относительность тех норм, которым мы подчинены: люди тем самым выражают свое отношение к общественным условностям и к обществу в целом – к тому регулированному и достаточно жесткому управлению нашим поведением, которое в обществе существует. С другой стороны, одновременно участники флэшмобов просто получают удовольствие, высвобождая тем самым свое игровое начало. Современное общество дозволяет игры, но, как правило, игры по своим обусловленным правилам, причем с обычно заранее известным результатом. (Об этом и так уже Хейзингой и прочими тома написаны, так что я говорить об этом не стану.) Что же касается ФМ, эдесь у людей возникает желание поиграть по своим правилам в свою собственную игру, и при этом коллективно – такое поведение не асоциально или антисоциально, поскольку люди действуют совместно и на групповом уровне микросоциальность присутствует…

G: …причем на любом ФМ-сайте оговаривается, что участники акций должны действовать жестко в правовом поле…

БК: Да, то есть это достаточно безобидная вещь.
let eat bee
Аватара пользователя
deadman
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 27.01.2004 05:58
Контактная информация:

Re:Интервью с Кагарлицким про фм/см - 02.02.04 - часть2

Сообщение deadman »

G: В тех немногих публикациях о флэшмобе, где предпринимается хоть какая-то попытка анализа, акцентируется внимание, в частности, на том, что это движение не возникло бы, если бы не было такого развития интернета и хай-тека вообще. Есть даже мнение, что виртуальная реальность начинает пытаться посредством интернета как неким «коллективным разумом» менять мир…

БК: Если говорить о специфике т/к эпохи, то вообще почти любое современное явление немыслимо без представительства/взаимодействия с Сетью. Возникая в эпоху интернета, они неизбежно несут на себе печать этой эпохи. Если идет речь об организации анонимной акции, когда люди находят некую информацию о ней, приходят на нее и действуют в соответствии с установкой, которую они получили в интернете, то на самом деле ничего нового в этом, в принципе, нет. Потому что если я на улице нахожу листовку, призывающую меня выйти, например, на демонстрацию протеста против войны в Чечне, причем анонимную, не подписанную какой-либо организацией, прихожу на акцию и вижу там еще пятьдесят человек – это значит, что я продействовал точно таким же образом, как и во флэшмобе, только в рамках традиционной модели, которая идет еще от девятнадцатого века… Или в рамках модели, характерной еще для масонских лож – если взять XVIII век. Как известно, масонские ложи были организацией с достаточно высокой степенью анонимности, в частности, предполагая совершение неких однотипных действий в толпе, которые и выявляли, кто является масоном, а кто нет. Если углублятся в еще более глубокую древность, то секта асассинов действовала подобным же образом… Возникновение модели, которая предполагает, что люди в определенный момент по определенному сигналу начинают выполнять определенные действия, и при этом добровольно, можно проследить века до одиннадцатого, так что это не заслуга интернета. Другое дело, что интернет добавляет такому поведению некие новые возможности, которые реализуемы только в информационную эпоху. Интернет может очень сильно ускорять процессы взаимодействия: главное в произошедшей информационной революции ведь состоит не в том, что информация стала более доступной, а в том, что достигнута значительно большая скорость получения этой информации. В этом смысле действительно стало возможным быстро, полуспонтанно проводить акции, причем это обстоятельство вносит элемент непредсказуемости, который сам по себе придает определенный интерес, так как заранее точно неизвестно, что все-таки получится из сценария акции.

G: Флэшмоб для самих мобберов – это социотехнология, образ жизни, что-то еще, как по вашему?

БК: Я думаю, что и то, и другое; скорее же всего это просто форма отношения к реальности, отношения к быту – но в любом случае все достаточно индивидуально… Социопсихологически, видимо, возможно подразделение мобберов на две группы (что, разумеется, весьма упрощенно и условно) – тех, кто формирует свое собственное отношение к обществу как к социальной, экономической и культурной системе и тех, которые об этом не задумываются, но при этом базовое настроение, определяемое на уровне интуиции, у них схожее.

G: Кстати, насчет быта… В среде мобберов лозунг: “Взорви быт абсурдом” (и его вариации), пользуется популярностью…

БК: В принципе, это классический лозунг культурного протеста, который существует еще с 90-х годов XIX века, он просто по-другому формулируется… в конце концов за всеми подобными девизами угадывается знаменитое “эпате ле буржуа”. Каждое поколение и культурная эпоха выдвигают новые формы нонконформистского поведения. Другое дело, что действия флэшмобберов не “взрывают” быт абсурдом, а скорее выявляют его абсурдность: конформизм, тоталитарную его составляющую, если угодно… Для того, чтобы “взорвать” быт, нужно нечто другое; помимо прочего,я не уверен, что быт нужно именно “взрывать” (смеется).

G: Когда ФМ-движение в России только начиналось, многие, включая даже идейных вдохновителей-организаторов-участников первых акций, не верили в возможность укоренения «мобов» на нашей почве… Почему флэшмоб все же здесь прижился?..

БК: Что касается России, то здесь подобные вещи как раз приживаются легко – у нас есть некоторая склонность к анонимности (было сказано “к анонизму”, затем поправлено – deadman;)), связанная с глубоко въевшимся страхом; анонимные действия особенно привлекательны не в тоталитарных обществах, в которых особенно не поиграешь (БК добавил: “как начнешь так и кончишь сразу” – deadman), но в обществах с достаточной степенью авторитарности. На Западе можно рассматривать смартмоб не как реакцию на демократию, а, наоборот, на все большую авторитаризацию, бюрократизацию, а также ритуализацию и рутинизацию жизни… западное гражданское общество не в силах противостоять этим тенденциям, оно все заметнее стагнирует; рассматривая ситуацию с этой стороны, СМ – попытка ответа на вызовы современного мира.

G: У русского флэшмоба есть свои особенности: во-первых, в отличие от западного он стремится глубоко осмыслить себя, во-вторых (и это вытекает из первого отличия), российских участников ФМ-комьюнити отличает более высокая степень “тревожности” при разговорах о необходимости переноса смартмоба (прежде всего категории social) на нашу почву – это проявляется, например в возникновении специфических тем на форумах типа “FlashMob vs. спецслужбы” – причем одни при этом считают, что возможный контроль СС скорее хорошо, нежели плохо; их оппоненты думают иначе – “как только лицо мобера приобретет задумчивое выражение, на нем тут же отпечатается подошва власти”, по выражению некоего dmok’а… Что это может значить?..

БК: Сложившаяся в РФ общественно-политическая социальная матрица подталкивает людей к поиску “пограничных” форм протеста. Прямой политический протест с одной стороны бывает рискован, а с другой стороны, нет уверенности в том, будет ли он иметь результат, его прагматическая ценность весьма спорна, по крайней мере, в обществе сложилась такая точка зрения.
Таким образом, с одной стороны прямой протест для многих людей затруднителен, с другой – людям хочется как-то выразить свое отношение к тому, что происходит в обществе, так как полный конформизм для них тоже неприемлем. В этой ситуации формы действий, подобные флэшмобу, становятся очень привлекательными. Тут внешние ограничители на самом деле очень благоприятны – российская власть при всей ее склонности к авторитаризму не является тоталитарной властью. При всех истерических криках московской интеллигенции о том, что грядет фашизм, тоталитаризм и т.д., все это далеко не так: мы имеем постоянно ужесточающуюся систему, но она очень далека от той степени консолидированности и организованности, когда можно говорить о настоящем тоталитаризме. Так что все участники флэшмоба могут быть уверены, что если они придут, например, в картинную галерею и начнут там странно себя вести, то их не расстреляют и не отправят в Сибирь (смеется)…
let eat bee
Аватара пользователя
deadman
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 27.01.2004 05:58
Контактная информация:

Re:Интервью с Кагарлицким про фм/см - 02.02.04

Сообщение deadman »

G: Максимум, проверят документы…

БК: Да, и даже не прогонят с работы… Поэтому подобная форма политически неправильного, с точки зрения власти, поведения, привлекательна. И, мне кажется, что она также и морально очень интересна, отчасти из-за элемента непредсказуемости. Ведь заранее никто не знает, сколько людей придет, в этом смысле каждая удачная акция создает у людей ощущение, что они не одиноки, что таких, как они, много, и что жизнь не такая, какой кажется по телевизору. (Далее БК вспоминает забастовку французских транспортных служащих в 95-м году, когда люди в результате остановки транспорта вышли на улицы, чтобы добраться до работы, и выяснилось, что каждый из них эту забастовку поддерживает, вместо того, чтобы быть этим недовольным. Причем каждый сам по себе был изначально уверен, что только лично он забастовку поддерживает, что все ПРОТИВ нее, а выяснилось, что все-то как раз ЗА, что только телевидение говорит об обратном. В результате забастовка переросла в череду полуспонтанных демонстраций, и, по сути, она и положила начало антиглобалистическому движению). Такого рода акции являются чем-то, что вскрывает реальность за пределами виртуального мира. И если мы говорим о новых информационных технологиях, весь парадокс состоит в том, что во флэшмобе речь идет как раз о преодолении виртуального отчуждения.

G: У феномена ФМ есть связь с одной стороны с антиглобалистами, с другой – художниками-акционистами 60-х и т.п. социокультурными феноменами… Насколько эта связь осознана и какой она носит характер?

БК: Здесь нет ничего удивительного… Как я уже говорил, все это нонконформистская традиция, которая в Европе всегда носила черты протеста против буржуазности, причем против буржуазности не как против социальной или экономической, а скорее как культурной категории.

G: Похоже, Вы склонны считать, что российский ФлешМоб вполне в состоянии, мало-помалу осознавая себя, превратиться в полноценный СмартМоб…

БК: Современная Россия – это общество буржуазно-бюрократическое. С одной стороны оно уже успело с поразительным воодушевлением, лучше всякой губки, впитать ключевые черты буржуазности, с другой стороны – это общество с очень жесткими, традиционными бюрократическими основами. В этой ситуации смартмобы являются вполне органичной и перспективной формой протеста, в которой могут выразится какие-то более глубокие и более сложные политические и культурные инициативы. Ничто не существует изолированно, и если акции типа флэшмоба вписываются в какой-либо более широкий контекст, они начинают более эффективно работать.

G: Исходя из того, что Вы говорите, получается, что значение FM/SM гораздо значительнее, чем представляется на первый взгляд!..

БК: В этом-то вся суть, в преодолении ситуации, когда каждый сам по себе “против”, но уверен, что все остальные “за”. Общество превращает людей в анонимов, лица закрыты масками, и маски у всех одинаковые. А может оказаться, что лица совсем другие, чем маски, но, как ни странно, тоже одинаковые, и выражение их прямо противоположно выражению масок! (Это было тАААк сформулировано на самом деле, что я бы сразу спросил, где он берет такой ганжубас! – deadmanЖ)))) ФМ-акция – это некая магия, фокус, после совершения которого люди оказываются в новом психологическом состоянии. Происходит некий магический трюк, позволяющий выйти на новый уровень поведения, который переводит людей как бы в другую плоскость…

<hr>

[i]
Г-да! (и дамы ;))

Поймите меня правильно, то что я опять поднял эту тему, мой дебют, да (кандидатский диссер – как выразился ув. Романтик)… В этом нет ничего провокационного… И я и глюк во многом (при всем уважении) несогласны с Кагарлицким (глюк даже меня отговаривал постить сие). Но это интервью, имхо – честный и очень грамотный взгляд мудрого социолога, во многом отражающий позитивный (да-да! есть еще негативный!) взгляд общества на социальный смартмоб.

DIXI
let eat bee
Аватара пользователя
deadman
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 27.01.2004 05:58
Контактная информация:

Re:Интервью с Кагарлицким про фм/см - 02.02.04

Сообщение deadman »

[i]<sub>отпощено с любезного разрешения Glukus
let eat bee
Аватара пользователя
sir_michael
Сообщения: 979
Зарегистрирован: 12.03.2004 00:46
Контактная информация:

Re:Интервью с Кагарлицким про фм/см - 02.02.04

Сообщение sir_michael »

А вот интересно - в чем это вы с Кагарлицким не согласны? Если не секрет...
На мой взгляд - очень спокойный, взвешенный и всесторонний анализ. Браво, Кагарлицкий! (Глукусу - "бис!")
Небо - голубое. Трава - зеленая. Кью - права!
Аватара пользователя
ctrelca
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 02.02.2004 17:06

Re:Интервью с Кагарлицким про фм/см - 02.02.04

Сообщение ctrelca »

Дэдмэн! Хочу выразить тебе мою благодарность за эту статью. Потому как прочитать её где бы то ни было, как я поняла, нам бы не удалось. А взгляд, мне тоже кажется, мудрый, профессиональный и достаточно позитивный.
Будет ещё - выкладывай, не стесняйся!
Тепла хочется!
Аватара пользователя
Fox-21
Администратор
Сообщения: 864
Зарегистрирован: 16.10.2003 02:36
Контактная информация:

Re:Интервью с Кагарлицким про фм/см - 02.02.04

Сообщение Fox-21 »

2deadman, Glukus

Статья и впрям интеренса!

Спасибо!

Только что так долго думали - "дорога ложка к обеду" (с)...

;)
преумножать бы Гармонию, но страшно
Ответить