Мне все время казалось, что в Опазданцах чего-то не хватает...
При том, что сама по себе тема - ожидание - мне очень интересна и близка... Одно время я очень часто опаздывал и портил настроение ожидающим меня...
Да и самому частенько приходилось по сорок минут кого-нибудь подждать. Так, что уже и не знал, прийдет этот человек или нет? Или начинал сомневаться - не перепутал ли я чего, туда ли приехал? в нужное ли время?
В общем, ожидание - очень фрустрирующее занятие..
Я тут вспомнил видео, которое видел на одной выставке. Там в течение минут пятнадцати оператор с камерой незаметно следил за лицами ожидающих людей. И постепенно во всех этих лицах начинаешь подмечать какое-то общее выражение. Приглядываешься - и вдруг обнаруживаешь такую невыразимую боль и отчаяние!!
Особенно это становится очевидным, когда после пятнадцати минут наблюдения за этими лицами, ты видишь, как каждое из них неожиданно загорается самым настоящим и неподдельным счастьем! Когда наконец на встречу приходит тот, кого так долго ждали: ждали все эти люди, оператор с камерой, а потом и ты, зритель этого фильма...
Так вот, я все не мог понять, чего же именно так не хватает сценарию Опазданцев. И как мне кажется, наконец-то понял. Все стало на свои места после некоторого опыта последних мобов.
Я понял, что мы заражены идеей производить впечатление на окружающих! Во что бы то ни стало! Мне вдруг показалось - после каприза, а затем и после круговых движений - что это абсолютно ложная установка!
Ведь самый главный эффект всех мобов - это наше личное, экзистенциальное переживание и некий новый опыт восприятия дейсвительности, который мы приобретаем! Прохожий всегда будет оставаться только случайным зрителем, который даже может и впечатлится от наших дейсвий, но и который может легко забыть обо всем, что видел.
У нас же есть память! Именно Мы делаем мобы, мы о них думаем, и мы их переживаем и проживаем. Наши впечатления гораздо интенсивней и глубже, чем впечатления абсолютно случайных людей, волею судеб оказавшихся втянутыми в наше действо.
Да и что мы собственно несем окружающим нас людям? Случайное впечатление? Ведь для того, чтобы дейсвительно изменить сознание, необходим постоянно обновляемый и накапливаемый опыт. Нужно, чтобы случайный прохожий постоянно оказывался свидетелем мобов. А это невозможно.
Точнее утопично. Ведь такая ситуация возможна только если мобы будут проходить каждый день, причем одновременно в разных уголках и закоулках Москвы. Или это должен быть очень масштабный моб.
Наверное странные мысли я сейчас излагаю. Но все же продолжу..
На мой взгляд, какое-либо событие может реально измененить общество только в том случае, если сможет каким-то образом остаться в культуре. Только в этом случае событие может быть неоднократно воспринято этим самым обществом, и только таким многократным воздейсвием оно и может это самое общество изменить.
И такое явление как ФМ накапливает себя именно в инете, а не в реале. И прежде всего - через многочисленные тексты и картинки. И агентами этого процесса оказываемся мы, активные мобберы, а не случайные прохожие. Через свой опыт и свои переживания, через постоянно проводимые мобы, мы и получаем возможность думать и двигаться дальше, накапливать тексты, развивать теории...
Итак, вопрос: зачем нам каждый раз думать о произведении эффекта на окружающих? И каждый раз подстраивать сценарии под это ожидание? Конечно же, очень часто нужен зритель. Без этого многое не имеет смысла. Но моб возможен и без зрителя! Точнее без зрителя внешнего, того самого случайного прохожего! Когда мы, участники производимого события, непроизвольно оказываемся и его зрителями!
Ведь что такое моб как не конструирование специфических ситуаций, в которых мы пытаемся заново посмотреть на окружающий нас мир? Как не создание условий, при которых наше сознание способно освободиться? Прежде всего - наше собственное, а затем уже - случайных прохожих...
P.S. Опазданцы - один из подобных сценариев, когда внешний сторонний наблюдатель как бы и ни при чем. Ощущение "опаздания" не может быть передано другому, незнакомому человеку с помощью этого сценария. Сценарий конструирует ситуацию именно для нас, мобберов, а не для окружающих зрителей!
И это совсем неплохо - как я пытался рассуждать выше... Главное - понять это и не пытаться к сценарию насильно привинчивать зрителя. Тогда все встает на свои места и уже не кажется, что чего-то не хватает...
Поэтому для опазданцев лучше всего подошло бы какое-то символическое место... Фонтан мне очень понравился... Хотя, не вижу ничего плохого и в памятнике Пушкину...
Правда, когда Мальборо предложила всем синхронно спуститься по леснице, место рядом с кинотеатром мне тоже показалось хорошим... Но именно в этом смысле, а не в смысле произвести впечатление на тех, кто пришел в кинотеатр....