Смартмоб: скучная теория
Добавлено: 21.04.2004 12:13
Смартмоб: скучная теория
1. Что?
“Флэшмоб - это неожиданное появление людей в заранее установленном месте и заданное время. При этом, как правило, участники совершают некоторые заранее определенные действия. А потом быстро расходятся. Обычно флэшмобы проводятся без особой цели, а просто для получения удовольствия.”
Смартмоб в отличии от вообще изначально подразумевает наличие смысла и цели акций. Соответствуя по форме и принципу организации флэшмобам, смартмобы несут определенный мэсидж, адресованный случайным наблюдателям акции и понятный им.
Идеология смартмоба?
В смартмобе нет и не может быть никакой общей, разделяемой всеми смартерами идеологии. Каждый участник акции может абсолютно независимо понимать экзистенциальное или социальное значение смартмоба вообще (но это не касается понимания идей конкретных акций, каковое должно быть однозначным).
Понятие мэсиджа.
В смартмобе подразумевается, что наблюдатели воспринимают мэсидж, то есть идею акции в том виде, в котором она закладывается в ее сценарий. Если для основной массы ФМ-акций характерно наличие экзистенциального смысла, который переваривается исключительно самими участниками и наблюдатели могут интерпретировать действия моберов как угодно (в том числе и не замечать их), то смартмоб-акции подразумевают донесение до толпы максимально определенной идеи.
Характер мэсиджа: экзистенциальный, социальный, политический, рекламный?
Грани очень тонки: ведь человек неотделим от социума, а социум от политики и коммерции. Таким образом, закладывая в мэсидж экзистенциальный смысл, почти неизбежно наткнешься на его социальное продолжение, закладывая социальный, обычно встретишь и политику. Поэтому формальное разделение характеров мэсиджей на отдельные группы при всей его условности вводится, может быть, только для формальной классификации, и возможно, в дальнейшем, во избежание спекуляций смыслом акций.
1. Экзистенциальный мэсидж подразумевает внутреннюю, психологическую идею. Как правило, все художественные, перфомантивные фм-акции, заставляющие думать наблюдателя определенным образом, попадают в эту категорию. Часто это акции, более или менее правдоподобно имитирующие реальные события – недавно прошедшие АнтиВасюки, например.
2. Социальный мэсидж условно подразумевает несение любой общественной идеи, которая не может быть интерпретирована в пользу или против конкретных существующих политических сил или коммерческих структур. Среди уже проведенных на 1б фм-акций, кажется, вообще отсутствуют как класс чисто социальные. Сценариев много – среди тех, что сейчас на слуху: soundoff (который суть “желтые очки”, а вот еще отличная вариация: http://fmob.ru/b/viewtopic.php?t=1551).
3. Политический смартмоб несет четко очерченную политическую идею. Ярчайший пример – Путин-моб, проведенный комуняками. Все социальные акции автоматически квалифицируются как политические, если идея акции может быть интерпретирована как направленная против (или в пользу) определенных политических сил, например, властных структур.
4. Рекламный характер (также, как и антирекламный) мэсиджа подразумевает, что акция направлена в пользу (или против) определенных коммерческих структур. Пример – одесское возложение двух цветочков у макдака; здесь мэсидж имел все четыре возможных смысла (вспомнить тетку, которая на вопрос, что здесь происходит, ответила, что цветы, наверное, кладут по поводу смерти Р.Макдональда – вот и выход на экзистенцию с сохраняющейся социальностью – но противоположной изначальной идеей).
В “чистом” смартмобе (т.е. проведенном именно моб-компьюнити, а не какими-либо другими структурами) экзистенциальность мэсиджа акции стоит всегда на первом месте, ее социальный смысл – имеет важное значение, а возможный политический, и тем более рекламный характер мэсиджа КАК ПРАВИЛО понимается как нежелательный побочный эффект, ЧАСТО неизбежный.
2. Как?
Формы.
Предположу (пока только предположу!), что по части форм СМ будет отталкиваться от двух основных их типов:
1. Перфомансы, максимально достоверно имитирующие реальные события (А) или всем известный и понятный художественный вымысел (Б). (А. Бодигарды в навороченной реализации. Б. АнтиВасюки в версии Глюка. К пункту А: спешу обратить ваше внимание вот на это: http://fmob.ru/b/viewtopic.php?t=2062)
2. Экпериментальные формы, включая формы традиционного ФМ и Хmob’a с вкладываемыми в них ясным мэсиджем.
Реализации.
Среди эфемеров сформировалось ядро, которое может, а главное, хочет выступать в качестве постоянной акционистской группы. В связи с этим сценарии можно серьезно усложнять, и особо сложные действия, в т.ч. требующие специального реквизита, выполнять силами этой группы, что дает фантастический простор для полетов творческой мысли сценаристов над кукушкиными гнездами. Смарт можно реализовывать полурепетиционно, совершенно неважно КАК именно его делать, важен ЭФФЕКТ от него: полное удовлетворение моберов и столь же полное охуение зрителей – вот главная задача любой смарт-акции. “ЭТО БЫЛ ПИЗДЕЦ!” – вот первая, главная (но в идеале не единственная!) мысль, долженствующая долго еще озарять экзистенцию наблюдателя акции при воспоминании о...
3. Зачем? [i](Предполагаемый идеологический мэйнстрим)[b]
By Glukus: “СмартМоб ставит своей целью умно, тонко и нестандартно показать свое отношение к задолбавшим каждого из нас стереотипам и стандартам поведения обывателей, различных социальных институтов и организаций... проще говоря, продемонрировать свою фигу порядкам этого мира, а еще краче - выебнуться, подобно тому, что творили всякоразные шуты царей гороховых (следующего президента будут выдвигать смартеры, фамилие его известно уже сейчас - царь Горох... ”
1. Что?
“Флэшмоб - это неожиданное появление людей в заранее установленном месте и заданное время. При этом, как правило, участники совершают некоторые заранее определенные действия. А потом быстро расходятся. Обычно флэшмобы проводятся без особой цели, а просто для получения удовольствия.”
Смартмоб в отличии от вообще изначально подразумевает наличие смысла и цели акций. Соответствуя по форме и принципу организации флэшмобам, смартмобы несут определенный мэсидж, адресованный случайным наблюдателям акции и понятный им.
Идеология смартмоба?
В смартмобе нет и не может быть никакой общей, разделяемой всеми смартерами идеологии. Каждый участник акции может абсолютно независимо понимать экзистенциальное или социальное значение смартмоба вообще (но это не касается понимания идей конкретных акций, каковое должно быть однозначным).
Понятие мэсиджа.
В смартмобе подразумевается, что наблюдатели воспринимают мэсидж, то есть идею акции в том виде, в котором она закладывается в ее сценарий. Если для основной массы ФМ-акций характерно наличие экзистенциального смысла, который переваривается исключительно самими участниками и наблюдатели могут интерпретировать действия моберов как угодно (в том числе и не замечать их), то смартмоб-акции подразумевают донесение до толпы максимально определенной идеи.
Характер мэсиджа: экзистенциальный, социальный, политический, рекламный?
Грани очень тонки: ведь человек неотделим от социума, а социум от политики и коммерции. Таким образом, закладывая в мэсидж экзистенциальный смысл, почти неизбежно наткнешься на его социальное продолжение, закладывая социальный, обычно встретишь и политику. Поэтому формальное разделение характеров мэсиджей на отдельные группы при всей его условности вводится, может быть, только для формальной классификации, и возможно, в дальнейшем, во избежание спекуляций смыслом акций.
1. Экзистенциальный мэсидж подразумевает внутреннюю, психологическую идею. Как правило, все художественные, перфомантивные фм-акции, заставляющие думать наблюдателя определенным образом, попадают в эту категорию. Часто это акции, более или менее правдоподобно имитирующие реальные события – недавно прошедшие АнтиВасюки, например.
2. Социальный мэсидж условно подразумевает несение любой общественной идеи, которая не может быть интерпретирована в пользу или против конкретных существующих политических сил или коммерческих структур. Среди уже проведенных на 1б фм-акций, кажется, вообще отсутствуют как класс чисто социальные. Сценариев много – среди тех, что сейчас на слуху: soundoff (который суть “желтые очки”, а вот еще отличная вариация: http://fmob.ru/b/viewtopic.php?t=1551).
3. Политический смартмоб несет четко очерченную политическую идею. Ярчайший пример – Путин-моб, проведенный комуняками. Все социальные акции автоматически квалифицируются как политические, если идея акции может быть интерпретирована как направленная против (или в пользу) определенных политических сил, например, властных структур.
4. Рекламный характер (также, как и антирекламный) мэсиджа подразумевает, что акция направлена в пользу (или против) определенных коммерческих структур. Пример – одесское возложение двух цветочков у макдака; здесь мэсидж имел все четыре возможных смысла (вспомнить тетку, которая на вопрос, что здесь происходит, ответила, что цветы, наверное, кладут по поводу смерти Р.Макдональда – вот и выход на экзистенцию с сохраняющейся социальностью – но противоположной изначальной идеей).
В “чистом” смартмобе (т.е. проведенном именно моб-компьюнити, а не какими-либо другими структурами) экзистенциальность мэсиджа акции стоит всегда на первом месте, ее социальный смысл – имеет важное значение, а возможный политический, и тем более рекламный характер мэсиджа КАК ПРАВИЛО понимается как нежелательный побочный эффект, ЧАСТО неизбежный.
2. Как?
Формы.
Предположу (пока только предположу!), что по части форм СМ будет отталкиваться от двух основных их типов:
1. Перфомансы, максимально достоверно имитирующие реальные события (А) или всем известный и понятный художественный вымысел (Б). (А. Бодигарды в навороченной реализации. Б. АнтиВасюки в версии Глюка. К пункту А: спешу обратить ваше внимание вот на это: http://fmob.ru/b/viewtopic.php?t=2062)
2. Экпериментальные формы, включая формы традиционного ФМ и Хmob’a с вкладываемыми в них ясным мэсиджем.
Реализации.
Среди эфемеров сформировалось ядро, которое может, а главное, хочет выступать в качестве постоянной акционистской группы. В связи с этим сценарии можно серьезно усложнять, и особо сложные действия, в т.ч. требующие специального реквизита, выполнять силами этой группы, что дает фантастический простор для полетов творческой мысли сценаристов над кукушкиными гнездами. Смарт можно реализовывать полурепетиционно, совершенно неважно КАК именно его делать, важен ЭФФЕКТ от него: полное удовлетворение моберов и столь же полное охуение зрителей – вот главная задача любой смарт-акции. “ЭТО БЫЛ ПИЗДЕЦ!” – вот первая, главная (но в идеале не единственная!) мысль, долженствующая долго еще озарять экзистенцию наблюдателя акции при воспоминании о...
3. Зачем? [i](Предполагаемый идеологический мэйнстрим)[b]
By Glukus: “СмартМоб ставит своей целью умно, тонко и нестандартно показать свое отношение к задолбавшим каждого из нас стереотипам и стандартам поведения обывателей, различных социальных институтов и организаций... проще говоря, продемонрировать свою фигу порядкам этого мира, а еще краче - выебнуться, подобно тому, что творили всякоразные шуты царей гороховых (следующего президента будут выдвигать смартеры, фамилие его известно уже сейчас - царь Горох... ”